Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сейчас в Беларуси создается государство "ордынского" типа. Это тип абсолютной централизации власти, который когда-то ввело у себя Московское княжество, переняв её от монголо-татарской модели.

 

Еще в Древнем Риме, во время военных кризисов, угрожавших Империи, Сенат выбирал одного военачальника, и даровал ему временный титул - "Диктатор" и наделял единоличной властью в Республике. После завершения кризиса, власть снова возвращалась Сенату (т.е. к Народу).

 

Да, "ордынский" тип государства — это очень сильный механизм, но только во время глобальных кризисов или войны.

 

Главный принцип "ордынского государства" – это сверхцентрализация и единство управления. Но оно должно подкрепляться "опорными колоннами", каждая из которых необходима, чтобы конструкция не рассыпалась.

 

Это такие колонны, как:

 

- обожествление Государства как "сверхидеи". Т.е. когда Государство важнее отдельной Личности.;

 

- сакрализация фигуры Правителя;

 

- верховенство административной власти над Законами.

 

Нарушение или ослабление любого из "опорных" элементов, подвергает всё строение риску разрушения.

 

В течение примерно нескольких веков такая модель обеспечивала Московскому государству преимущество над "рыхлыми соседними державами", и оно быстро росло.

 

Но «ордынскость» имеет и свои минусы, изначально заложенные в данную модель общества. Оказалось, что в новых исторических условиях, сверхцентрализованность перестала быть эффективной.

 

Пока московское княжество культивировало "ордынскую модель", в Европе сформировался новый тип государства, крепнущего за счет частной инициативы – торговли и промышленности. И Россия уже в те времена стала быстро отставать от передовых стран.

 

Еще Петр Первый пытался рывком устранить это отставание. Но в условиях самодержавия, когда законы экономики и частная инициатива подчинены указам "самодержца", не дало нужного и долговременного эффекта.  

 

В начале 20 века, премьер-министр России (в 1905-06 гг.), граф Сергей Юльевич Витте писал, - "Российская империя, в сущности, была военная империя. Ничем иным она особенно не выделялась в глазах иностранцев. Ей отвели большое место и почёт ни за что иное, как за силу."

 

Такое же положении сохранилось и до сих пор. Россия сильна в военном отношении, но в области высоких технологий ей нечем похвастать. Да, у неё есть отдельные высокие технологии в области вооружения. Эти же военные технологии применяются ей и в космической программе, как двигатели и ракетоносители межконтинентальных ядерных боеголовок. Но она так и не смогла создать ни мотоцикл, ни автомобиль, ни самолёт, ни даже телевизор, конкурентноспособные на мировых рынках.    

 

«Ордынская модель» умеет хорошо воевать и в приказном порядке быстро мобилизовывать человеческий ресурс для решения какой-то конкретной задачи. Но развивать науку, заниматься экономикой, развивать промышленность, поощрять частную инициативу, такое государство не в состоянии - так как все начинания идут только «сверху».  А когда частное лицо и его предприятие не защищены Законом, и могут быть "конфискованы" просто по прихоти верховного правителя (или его представителя), то вся инициатива «снизу» сходит «на нет».   

 
 

У нынешней Беларуси было два пути. Один из них — это пойти «под крылышко» России и впитать в себя все недостатки «ордынской» модели централизованного государства, другой путь - быть самостоятельной страной, жить и развивать экономику на основе незыблемых Законов охраняющих Личность и частную собственность, поощрять предприимчивость. Строить такую модель, в которой главную роль играет Личность, а Государство стоит на службе интересов этой Личности.    

 

В настоящий момент, почти 30 лет, страна идет по первому пути, в котором - "Государство превыше всего". А тем временем, умные и предприимчивые люди, в основном молодежь (завтрашнее будущее страны), вынуждены покидать Беларусь, потому что у них уже другая психология. Они не могут бездумно выполнять "указиловки" сверху, которые лишают их инициативы, и жить в государстве, которое не даёт им гарантий защиты, как Личностей и которое отказывает им вправе высказывать своё мнение.